28 октября 2024

Система научной и технической информации в едином информационном пространстве России

Цветкова Валентина Профессор, д. т. н., Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук – ВИНИТИ РАН

Введение

Созданная в 1960-1970 гг. прошлого века Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) была одним из лучших реализованных проектов в СССР. Она охватывала союзные и республиканские информационные центры, отраслевые и межотраслевые структуры и низовые центры НТИ на предприятиях. Она была системно проработана, у нее был единый координационный центр в лице Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР), и она достаточно четко выполняла возложенные на нее функции по информационному обеспечению. К работе в структуре ГСНТИ были привлечены информационные, библиотечные, архивные службы – это было Единое информационное пространство. Один из основоположников ГСНТИ О.В. Кедровский отметил: «Мы можем с уверенностью утверждать, что создание ГСНТИ явилось наиболее представительной в мировой практике попыткой организации в масштабах страны рационального распределения труда по сбору, обработке и распространению документальных источников информации» [1, с. 460].

На настоящем этапе вновь обостряется задача активизации ГСНТИ, как инфраструктуры доступа к мировым современным знаниям и научно-технологическим достижениям, необходимым для развития экономики. Вопросы состояния и развития ГСНТИ были рассмотрены в работах [2, 3]. Можно дискутировать о названии ГСНТИ или НСНТИ (национальная) или СНТИ (система НТИ) или СНИ (система научной информации). Сегодня мы говорим именно о государственной системе, поскольку промышленность, научные и образовательные структуры нуждаются в господдержке в форме ГСНТИ.

Период перестройки 1990-х гг. не мог не затронуть информационную инфраструктуру страны. Однако на государственном уровне в 1997 г. было принято Постановление № 950, благодаря которому, если не был остановлен, то в значительной степени был замедлен распад системы. В это постановление постоянно вносились изменения и дополнения. Обратим внимание на изменения и дополнения от 27 сентября 2022 г. [4]: утверждено новое Положение о Государственной системе научно-технической информации; координация работ по формированию и использованию государственных ресурсов научно-технической информации возложена на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (п. 12), при министерстве в качестве совещательного органа создан совет Государственной системы научно-технической информации; скорректирован состав организаций, обеспечивающий формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники. В его состав введены: ФГБУ "Российский центр научной информации" (РЦНИ) - по методологической поддержке мероприятий по руководству и управлению научными данными, по российским и зарубежным научным изданиям и базам данных; ФГАНУ "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова" - по ведущимся в стране и законченным открытым НИР и ОКР (бывший ЦИТИС); ФГУП "Научно-технический центр оборонного комплекса "Компас" - по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам; ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации - по использованию результатов научно-технической деятельности организаций в сфере топливно-энергетического комплекса, энергосбережения. Но оказалась пропущенной ГПНТБ СО РАН, которая вела значительную работу по информационной поддержке Сибирского региона.

Еще в 2019 г. был принят федеральный проект «Информационная инфраструктура» от 28.05.2019 г. на период (01.11.2018 г. – 31.12.2024 г.) [5]. В этой программе есть все, «о чем мечталось и снилось»: об облачных технологиях, об искусственном интеллекте, об интеллектуальной собственности, но нет ни слова о таком секторе, как «информационная деятельность» или «научная и техническая информация». Видимо, авторы проекта не задумывались, что для научной разработки нужна научная и техническая информация (НТИ) и соответствующие структуры ее производящие и поддерживающие.

Есть наработки, которые позволяют задуматься над необходимостью воссоздания общенациональной инфраструктуры, которые нашли отражение в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [6]. Стратегия непосредственно касается состояния научной информации, она затрагивает такие необходимые для научно-технологического развития факторы (п. 16), как:

  1. существенное сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий и продукции, и их выходом на рынок;
  2. резкое увеличение объема научно-технологической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней и усложнение форм организации, аппаратных и программных инструментов проведения научных исследований и разработок;
  3. рост требований к квалификации исследователей, привлечение талантливых высококвалифицированных работников в науку, инженерию, технологическое предпринимательство;
  4. возрастание роли международных стандартов;
  5. создание и поддержка функционирования отечественных систем хранения уникальной информации и данных, необходимых для проведения научных исследований и разработок;
  6. интеграция технологий искусственного интеллекта и активного использования их возможностей для повышения качества и эффективности научных исследований и разработок, в том числе посредством создания методологии обмена научными данными и информацией, развития отечественных сервисов, предназначенных для сбора, хранения и обработки таких данных. Таким образом, внимание вновь привлечено к информационной инфраструктуре.

В стратегии отмечены негативные тенденции (п. 1), которые в значительной степени затрагивают информационную деятельность. В том числе:

  1. формирование информационных ресурсов и организация информационного обеспечения стали менее рациональными, наблюдается дублирование процессов обработки;
  2. слабая кадровая обеспеченность информационных специалистов с владением информационно-телекоммуникационными технологиями;
  3. не решены вопросы длительного хранения электронной информации.

Информационная деятельность питается и питает научную среду.

Научная среда, как экономическая составляющая общества, характеризуется:

  1. состоянием научных кадров
  2. состоянием научного книгоиздания, то есть выпуском научной литературы, преимущественно научных книг и журналов
  3. состоянием материальной поддержки – финансированием

Научные кадры. По утверждению Высшей школы экономики общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками с 2010 г. по 2023 г., сократилась на 9,1%, а число исследователей – на 9,2% (с 368,9 до 340,7 тыс. человек). При этом численность научных кадров пока не вернулась к уровню 2010 г. [7].

Научное книгоиздание [8] характеризуется сокращением как книжных, так и журнальных изданий. С 2017 по 2023 гг. выпуск книг сократился со 117046 до 96344 наименований. Выпуск периодических изданий также имел отрицательную динамику: в 2017 г. – 7544 наименования, в 2023 г. – 6222 наименования, при этом число журналов в 2023 г. составило 5440. Значительную часть информационных задач взяли на себя библиотеки, которые оказались более адаптивными к изменениям среды, к новым технологиям. Библиотеки стали формировать электронные каталоги, которые заменяют библиографические базы данных и позволяют ориентироваться в межбиблиотечном информационном пространстве [9].

Финансирование в последние 5 лет составляет около 1% ВВП. Президент России В.В. Путин отметил, что в бюджете на 2024 г. объем средств на развитие науки увеличен, однако в реальном выражении расходы немного снизились на фоне инфляции [10]. В смете на 2024 г. наблюдается дальнейшее снижение расходов на науку, которые составят около 0,66% ВВП. Если принять уровень финансирования науки в 1988 г. за норму, то в 2024 г. выделяется уже всего 41% от нее [11]. Сократилось число исследователей и научных организаций. Если исследователей в 1990 г. насчитывалось 992600, то в 2022 г. – 340666 человек; научно-исследовательских центров и конструкторских бюро в 1990 г. было 4747, а в 2022 г. – 1833 [11]. Настоящий период требует пристального внимания как к кадровой обеспеченности, так и к финансированию научной деятельности в целом и ее основного компонента – научной и технической и информации.

На этом фоне происходит изменение подходов к оценке научной деятельности [12]: наблюдается переход от сугубо количественных библиометрических показателей на основе публикаций (данных) из Web of Science Core Collection - (США, фирма Clarivate Analitics) и Scopus - (Нидерланды, фирма Elsevier), к рейтингованию журналов, что еще больше подвергается критике из-за сложности и нечеткости применения. Три предложенных перечня: «Белый список» - около 30 тыс. журналов из разных стран с четырьмя уровнями важности (ответственный исполнитель РЦНИ); Перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК) - основной, более 2 тыс. журналов, критерии отбора которых не вполне понятны, с тремя категориями важности, но третья категория нигде не учитывается; Перечень российских переводных журналов – около 1200 журналов, учитывается как составная часть перечня ВАК с первой категорией важности.

В перечнях нет согласованности, категории (уровни) расходятся, названия журналов и ISSN требуют уточнения. В этой связи необходимо уточнить целевые функции перечней; согласовать категорийность и отработать все нечеткости. Может быть это и есть одна из задач новой ГСНТИ, на основе консолидации усилий информационных, библиотечных, образовательных структур?

В ноябре 2022 г. Агентством стратегических инициатив и Российским экспортным центром был запущен проект «Горизонт - 2040» [13]. Проект не направлен непосредственно на информационную деятельность, но, поскольку его основной задачей является видение ключевых вызовов на период до 2040 г., по-видимому, информационная инфраструктура в этом проекте займет достойную позицию. Основные задачи проекта видятся в определении ключевых вызовов и трендов, которые с разной степенью вероятности могут произойти в социально-экономической жизни как российского, так и мирового сообщества на горизонте до 2040 г. Среди наиболее важных трендов проекта выделено направление, связанное с созданием и развитием перспективных интегрированных информационных ресурсов (ИИР) в сфере цифровизации и биотехнологий, которые становятся все более дорогими, включая вызовы, связанные с разработкой стандартов по защите новых типов данных. «Горизонт - 2040» определяет в числе основных направлений развития следующие: развитие искусственного интеллекта (ИИ) как самообучающихся систем различного назначения с распознаванием образов, работа с большими данными, управление сложными процессами и др. ИИ становится технологической базой для всей системы производства, распределения, потребления и управления.

Задача настоящего периода - проанализировать состояние информационной инфраструктуры, акцентируя внимание на вопросах:

  1. Какой должна быть в России информационная инфраструктура и какова роль государства в управлении ею?
  2. Нужны ли России собственные генераторы информационных ресурсов или достаточно иметь доступ к зарубежным базам и банкам данных, таким как WOS CC и Scopus?
  3. Насколько достаточно и правомерно проводить оценку состояния, строить работу российской науки и проводить оценку продуктивности российских ученых исключительно на основе данных двух зарубежных библиометрических систем WOS CC и Scopus, индексирующих не более 10-15% российских публикаций [14]
  4. Каковы роль и значение межгосударственного сотрудничества [15]

Предложения

Современные условия и перспективы развития информационной инфраструктуры требуют:

  1. разработки и реализации программы развития национальных информационных ресурсов, которая могла бы войти в систему национальных проектов страны, как один из важнейших драйверов роста и развития государства в новых условиях, для чего необходимо сформировать государственный заказ на подготовку, ведение и поддержку ресурсов НТИ, сформировать рабочую группу для разработки проекта программы, в которую должны войти информационные, библиотечные, архивные, образовательные структуры;
  2. консолидации усилий информационных, библиотечных и архивных структур по созданию национальных информационных ресурсов. Межведомственная разобщенность приводит к несогласованности технологических и процедурных решений (методическую роль могли бы взять ВИНИТИ и/или ГПНТБ России и/или РЦНИ);
  3. обеспечения сохранности как традиционных, так и электронных информационных ресурсов, включая сохранность хотя бы одного экземпляра печатной научной литературы (РКП) и носителей долговременного хранения. Оцифровка решает вопросы доступности, но не решает вопросы сохранности;
  4. решения кадровых вопросов. Уровень подготовки специалистов для информационной и библиотечной деятельности в настоящее время ограничен, в части информационных технологий и проектирования информационных систем подготовка еще более слабая;
  5. проведения реальной интеграции ресурсов как внутри ГСНТИ, так и с системами стран СНГ, БРИКС, ЕАЭС, что становится новой областью взаимовыгодного сотрудничества.
  6. Существующий уровень развития ИТ позволяет без существенных затруднений создавать национальные электронные информационные ресурсы с учетом всех основных языков, используемых в мире, делая эти ресурсы общедоступными.

Заключительный аккорд

Таким образом, в России складывается тяжелая ситуация, при которой существуют хорошо отработанные системы хранения данных, в том числе «Большие данные», облачные технологии, элементы искусственного интеллекта - Chat GPT - Generstive Pre-trained Transformer, но отсутствуют согласованные методологические решения, которые бы позволили создать эффективную, жизнеспособную информационную систему на государственном уровне.

Список источников

  1. Кедровский О.В. Записки конформиста. – Томск: Изд-во ООО «Центр полиграфических работ». 2009. С. 460.
  2. Цветкова В.А., Родионов И.И., Гиляревский Р.С. Задачи развития информационной сервисной инфраструктуры России на современном этапе // Информационные ресурсы России. № 4 (188), 2022. С. 72–83.
  3. Библиотечная история. Современное состояние и перспективы изучения: Коллективная монография. – Москва: МГИК, 2021. С. 22–37; 153–184: Цветкова В.А. Глава «Исторические аспекты информационной инфраструктуры: теоретико-методологический подход» – С. 22–37; Глава «Информационная инфраструктура России: с 18 века по настоящее время» – С. 153–184.
  4. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о Государственной системе научно-технической информации" с изменениями и дополнениями от: 10 июля 1998 г., 31 марта 2009 г., 22 апреля 2010 г., 6 июня 2013 г., 16 июля 2014 г., 4 мая 2018 г., 27 сентября 2022 г.
  5. Паспорт федерального проекта «Информационная инфраструктура», утвержденный правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Протокол № 9 от 28 мая 2019 г.
    URL: http://base.garant.ru (дата обращения 03.06.2023 г.).
  6. «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 (29 февраля 2024).
    URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/ (дата обращения: 17.05.2024 г.).
  7. Кадры российской науки. НИУ «Высшая школа экономики» - Институт статистических исследований и экономики знаний.
    URL: https://issek.hse.ru/news/871682314.html (дата обращения: 13.02.2024 г.).
  8. Выпуск книг и периодических изданий в России. РКП.
    URL: https://issek.hse.ru/news/871682314.html (дата обращения: 13.02.2024 г.).
  9. Шрайберг Я.Л., Цветкова В.А., Маршак Б.И. Особенности разработки и реализации крупной информационной системы национального масштаба в сфере образования и науки // НТИ. Сер. 1. 2014. №11. С. 16–21.
  10. Путин предложил увеличить финансирование российской науки.
    URL:// https://ren.tv/news/x/1188742-putin-poruchil-uvelichit-finansirovanie-rossiiskoi-nauki (Дата обращения 25.05.2024 г.).
  11. Финансирование науки в России в 2023 г.
    URL: https://www.yaplakal.com/forum1/topic2736904.html (Дата обращения 25.05.2024 г.).
  12. Методика оценки результативности научной деятельности молодых ученых научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 сентября 2023 г. № 887.
    URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407714271/ (дата обращения 01.06.2024 г.).
  13. Проект «Горизонт - 2040».
    URL:// https://asi.ru/government_officials/horizont2040/ (дата обращения 30.05.2024 г.).
  14. Ерохина Е. Российская наука в Scopus и WoS: количество или качество.
  15. Растет ли доля российских публикаций в мировых базах данных.
    URL: https://indicator.ru/engineering-science/rossijskaya-nauka-v-scopus-i-wos-kolichestvo-ili-kachestvo.... (дата обращения: 07.06.2024 г.).
  16. Цветкова В.А., Шрайберг Я.Л., Родионов И.И. Информационная инфраструктура России на современном этапе: опыт и тенденции развития // Состояние и перспективы развития международной государственной сети научно-технической информации: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Минск, 19–20 июня 2023 г. – М.: Государственная публичная научно-техническая библиотека России. 2024. С. 48–56.

Возврат к списку